За Уралом среди лесов и гор расположился маленький поселок, в котором существует 42 дома, и проживают 97 человек. Аккуратные дворики, красивые заборы с родовыми знаками, спокойно пасущиеся лошадки и буренки, школа, магазин – кто сегодня удивится наличию подобных вещей? Однако деревня Саиткулово прославилась на всю Башкирию. Исследовать село приезжают даже столичные журналисты. Суть в том, что здесь совершенно не употребляют алкогольную продукцию. Население самостоятельно приняло такое решение. Здесь всем заведуют т.н. «белые бабушки» (на башкирском агинэйзер).
Поселение расположилось в довольно живописном месте. Добраться до него нелегко – из Уфы ехать около четырех часов. Сотовая связь здесь практически не ловит, потому во время переезда мы смотрели не в телефон, а в окошко. Повсюду были видны горы, леса и бесчисленные повороты. В селе совершенно забыли о том, что такое самоубийство. Последний суицид произошел тридцать лет назад – свел счеты с жизнью единственный здешний алкоголик. Журналистов встретил на въезде в поселение местный глава Фуат Махмутов. В этих местах мужчины – довольно редкое явление. Большинство из них покидает населенный пункт, чтобы уехать на заработки, или попросту сбегают в расположенные поблизости города. Фуат решил остаться здесь, теперь он наблюдает за порядком.
Саиткулово уже примерно триста лет. В селе проживают главным образом башкиры из рода тамьянцев. Местное население старалось придерживаться обычаев трезвости еще с древности, поскольку они боялись, что народ деградирует. Пьянство стало процветать только в шестидесятые годы предыдущего столетия. Фуат Махмутов, являющийся главой поселения, отметил, что их заставили колхозы. После «темных времен» они были вынуждены заняться восстановлением с нуля.
Глава поселка поведал о том, что пьянство искоренялось здесь за счет порицания со стороны общества. Даже сегодня в деревне остались два кладбища. Одно из них – для самоубийц, а также людей, которые курили и пили, другое – для благопристройных поселенцев. Теперь в селе давно отсутствует суицид. Последнее самоубийство произошло тридцать лет назад – свел счет с жизнью проживавший здесь раньше алкоголик. Глава поселка рассказывает о том, что здесь почти каждая семья многодетная. Когда мужчина не выпивает, ему доверяют продолжение рода. Например, у здешнего главы пятеро детей. В поселении отсутствует работа как таковая. Во всяком случае официальная. Население зарабатывает средства коневодством, плотничеством, выращиванием овощей и лошадей. Делают и продают все, что угодно, – желаете сруб, желаете веник? Сделать можно буквально все. Школа здесь пока есть, однако когда детей будет меньше, она будет закрыта. Теперь в поселке учатся до четвертого класса, после чего ребят переводят в районную школу.
Когда Фуату задали вопрос, каким образом здесь отдыхают, он со вздохом ответил, что им некогда развлекаться, поскольку много работы, и надо жить. Затем он еще раз подчеркнул, что все веселье и торжества, которые имеются, по традиции обходятся без спиртных напитков. Даже когда проводятся юбилеи и свадьбы. Основными борцами с алкогольной зависимостью оказались старейшины. При этом за порядком строгое наблюдение наладили агинэйзер. У Фуата есть уверенность в том, что мало культуры и обычаев, чтобы достигнуть такого в иных районах. Для этого необходимо изменить законодательство. Махмутов сообщил, что они пока справляются через давление социума. Спекулянтов стараются искоренять. Двое ребят собираются, после чего человека, продающего водку, ловят и говорят, что так поступать недопустимо.
Первым решила поднять вопрос о сухом законе в деревне Василя Садыкова. При этом в качестве основных бойцов с алкоголизацией выступили старейшины. Агинэйзер (что с башкирского переводится как «белые бабушки») следят за порядком. Именно эти женщины занимаются установлением порядков, следят за моралью односельчан. Основным борцом является Василя Садыкова. Она всегда презрительно относилась к спиртному. Даже в наиболее запойные периоды пыталась оградить молодых людей от пьянства. Вместо алкогольной продукции Садыкова предпочитает пить чай, бузу и кумыс. В поселении вместе с ней остались также несколько агинэйзер. Честно говоря, вначале она не желала говорить с нами, но затем смягчилась.
Фуат сообщил, что для местного населения слово «белый» обозначает что-то совершенное. Агинэй ранее считали практически святым человеком – отлично знала религию, была способна лечить, к ее слову неукоснительно прислушивались. Именно Василя инэй объявила поселение трезвым. Ее очень сильно критиковали, однако женщине удалось выстоять. Жилище Васили инэй располагается непосредственно в центре деревни. В большом дворе у нее очень чисто, нет собаки, однако имеется красивый гигантский кот. В избушке Васили комфортно и чисто, повсюду можно встретить сундуки, мебель, вязаные салфетки и расшитые подушки. Садыкова перебралась в поселок в шестнадцатилетнем возрасте, когда вышла замуж за сына – основоположника народного образования в населенном пункте Мухамета Садыкова. Далее у них родились пять детей. Сегодня Василя инэй проживает в одиночестве, дети решили разъехаться. Однако женщина не печалится – очень много дел, нет времени на грусть. Она просыпается на рассвете, потом читает намаз, поддерживает порядок в селе и доме, пишет рассказы и стихотворения.
Василя постоянно расхваливает Фуата, считая его опорой. Она сообщила, что у нее точно таким же был папа, они всегда сознавали пагубное воздействие алкогольной продукции. Как сообщила Василя, она всем сердцем чувствовала, что семья двигается в правильном направлении, потому подняла вопрос о введении сухого закона. Она попросту не могла смиренно наблюдать за тем, как односельчане спиваются. Вначале было сложно, после чего стали поднимать поселение вместе. Что касается Фуата, то он считает Василю душой деревни. Поблизости от Васили инэй, в доме по соседству, проживает очередная агинэйзер, 83-летняя Ашура Миниахметова. Нам удалось застать бабушку в процессе подготовки к встрече одноклассниц – исполнилось 65 лет с момента окончания школы, что вполне можно считать юбилеем. Сгорбившаяся Ашура инэй перемещалась по дому, все хотела налить нам чаю. Она поделилась, что невероятно тревожится перед намеченным торжеством. В течение всей жизни она трудилась продавцом в торговой точке. Старушка поведала, что раньше там продавали алкоголь, но никто не хотел покупать. Как грустно отметила Василя инэй, сегодня магазин арендовала предприниматель из расположенного по соседству района и непосредственно напротив окошка старейшины пробует втихую торговать алкогольной продукцией.
Ашура инэф рассказывает о том, что они собща сражались за трезвость, жили одной семьей. Теперь их осталось семеро. Все начиналось с того, что они приняли решение не выпивать в процессе завершения резания скота, в итоге так все и пошло дальше. Женщина отметила, что магазин в поселке по-прежнему работает, однако, как заверяет местное население, там не продается спиртное. Вообще принято считать, что трезвых сел в Абзелиловском районе сразу несколько – Ишкильдино, Саиткулово и Кирдасово. Они отличаются не только отказом от спиртных напитков , но и тем, что в поселках всем заправляет женский совет. Он включает в себя фельдшеров, глав поселковых клубов, повара, доярок и просто неравнодушных. Они совместно принимают решение, как именно поднимать молодых людей, каким образом наставлять односельчан на праведный путь.
Нурия Усманова трудится в Ишкильдино в качестве фельдшера в течение уже 31-го года, она является единственным медицинским работником в обоих селах. Подобно Василе, она поддерживает трезвость обеими руками. Женщина грустит из-за того, что молодежь начинает потреблять пиво. По ее мнению, ранее такого не было. В этих местах пиво является настоящим бичом. Фельдшер состоит в здешнем женском совете. Она отметила, что здесь так принято с давних пор, в остальных поселениях такого нет. Они на женском совете ежегодно вырабатывают план, желают сделать поселок здоровым, думают, как наставлять несовершеннолетних. Нурия беседует с девочками на тему здоровья женщин и полового созревания. Фуат смеется, что они не дают покоя.
Журналисты покинули медпункт, добрались до конца улицы и притормозили, взглянув на выложенную камнями на расположенном поблизости холме надпись «спокойствие». Глава сельского совета в эту минуту говорил о религии, а также о том, насколько в Ишкильдино не любят потреблять спиртные напитки. Также говорилось о расписных заборах, пожаре, его тушении силами всего поселения. Он несколько раз с печалью в глазах упомянул о том, что отсутствует закон о трезвости. Глава сельского совета заметил появление здешнего полупьяного жителя. Он сообщил, что в Ишкильдино есть только один алкоголик. Он является непревзойденным мастером, поскольку сделать способен буквально все. Единственный минус – он пьет. Фуат сплюнул, немного постоял рядом с журналистами, после чего пошел на важное совещание. Он сообщил, что колхозы планируют возвращать, что его невероятно беспокоит.
Махмутов ушел, а журналисты отправились беседовать с «единственным деревенским алкоголиком». Выяснилось, что его имя – Сагит. Мужчина проживал в Ишкильдино с рождения, ему здесь очень нравится. В течение всей своей жизни Сагит трудился в качестве скотника, теперь временно остается без работы. Да, иногда он пьет, но всегда с друзьями. Он хорошо относится к феномену трезвого поселка. Он упомянул о том, что его уже давно просят не пить, а если Сагит трезв, то его просят найти работу. Он поделился, что живет совершенно один, раньше был женат, есть дети, но семья распалась. Позднее они встретили еще одного мужчину, который подтвердил, что поселение трезвое, однако вчера в качестве исключения он решил немного выпить. Причиной послужил сорокалетний юбилей. Он поговорил с журналистами немного, после чего сослался на дела и ушел. Журналисты еще какое-то время походили по селу, изучили местный колорит и отправились домой.
От специалиста с 7-ми летним
опытом реабилитации наркозависимых.
Заполните форму, наш специалист свяжется с вами в течении 20 минут.
Чтобы получить бесплатную PDF-книгу, подтвердите свой email.
Для этого откройте письмо которое мы только что отправили вам.