Депутаты Государственной Думы снова решили поднять вопрос, касающийся ужесточения ответственности за потребление запрещенных препаратов. В качестве законодательной инициативы некоторые предлагают ввести принудительную меру терапии наркоманов, остальные желают усилить меру угловного наказания для тех, кто потребляет наркотики. Относительно недавно ВЦИОМ организовал среди жителей России опрос, чьи результаты продемонстрировали, что 78 процентов опрошенных одобрительно относятся к идее введения уголовной ответственности за употребление наркотических препаратов. Пока подобная деятельность наказывается штрафными санкциями либо административным арестом. Как может помочь «закручивание гаек» в борьбе с наркоманией? Эксперты «МК на Алтае» высказали противоположные мнения.
Андрей Иванов, являющийся главным врачом КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер», сообщил, что он против усиления наказания за потребление подобных препаратов. Он отметил, что ни один административный акт не предусматривает то, что граждане обязаны беречь собственное здоровье. По этой причине подобную обязанность нельзя обеспечить принудительными мерами. Согласно действующим законам страны, на наркоманов, которые находятся под наблюдением в диспансерах и продолжают потреблять запрещенные препараты или отвергают терапию, а также на людей, которых привлекли к административной ответственности либо осудили, согласно судебному решению можно возложить обязательство о прохождении лечения и социальной и (или) медицинской реабилитации.
В 2011 году в уголовный кодекс России ввели статью 82.1, согласно которой осужденному к тюремному заключению наркоману, который в первый раз совершил противоправное действие и изъявил стремление на добровольной основе пройти терапию и социально-медицинскую реабилитацию, суд способен дать отсрочку на отбывание наказания до завершения терапевтических процедур, т.н. «альтернативное» лечение. Такой закон позволяет выбирать между отбыванием наказания в тюрьме и прохождением лечения с отсрочкой. Имеется отрицательный опыт, когда было отменено ЛТП в девяностые годы, где проводилась обязательная терапия. Рассуждать о том, насколько может быть полезным принудительное лечение либо недобровольная госпитализация наркоманов в стационар, можно, когда речь идет о тяжелом расстройстве, представляющем опасность и для зависимого человека, и для его окружения. Когда же у наркозависимого нет мотивации отказаться от наркотиков, принудительная терапия не даст результатов.
Дмитрий Симанков, являющийся главой православного реабцентра в деревне Хмелевка Заринского района, сказал, что он не поддерживает идею, касающуюся отсылки наркозависимых за решетку. Требуется сажать людей, которые специализируются на распространении запрещенных препаратов. В числе потребителей имеются оступившиеся люди, нельзя на них ставить крест. Ждать, что, оказавшись в тюрьме, они смогут изменить свое мнение и стать добропорядочными гражданами, бессмысленно. Если взглянуть на этот вопрос более широко, следует сознавать, что такие люди являются не просто правонарушителями, а хронически больными. Они должны быть привлечены к принудительной терапии.
Нередко наркоман приходит в реабцентр с низкой мотивацией. Он попросту сбегает от сложностей в надежде, что их удастся решить самостоятельно. Симанков отметил, что он встречал только единиц, четко поставивших перед собой задачу выйти из болезненного состояния и поменять собственную жизнь. У принудительной терапии иная мотивация. Пребывание в реабцентре окажется сдерживающим фактором, поскольку при отказе от терапии у него возникнут сложности с законодательством, в частности, в форме тюремного заключения.
Ранее функционировала система ЛТП. Люди сознавали, что если они позволят себе впасть в крайности, то придется нести ответственность. Сегодня это утеряно, что является гигантской ошибкой, в особенности на фоне опасности наркотиков синтетического происхождения и их открытого доступа детям через всемирную сеть. В принудительной терапии необходимо задействовать квалифицированных экспертов. Речь идет не просто о закрытом центре, в котором людям могут поломать психику. Власти обязаны привлекать социальных работников и психологов, чтобы по окончании терапии реабилитация не тормозилась. Когда пациент выходит оттуда, он натыкается на очередные сложности, связанные с заниженной самооценкой, предвзятостью со стороны близких людей. Все эти факторы способны спровоцировать снова.
Андрей Подоприхин, являющийся главой филиала всероссийского общественного движения «Стопнаркотик» в Бийске, заявил, что принудительная терапия является необходимостью. Человек, употребляющий наркотики синтетического происхождения, не способен признать наличие зависимости, в чем и состоит основная сложность. Такие люди на протяжении определенного периода не выдают себя никаким образом, пока не случится передозировка, выраженная в виде неадекватного поведения. В подобные минуты близкие начинают всерьез беспокоиться. Так как принудительной терапии в стране нет, пациент оказывается в медицинских учреждениях, не способных справиться с реабилитационными задачами. При этом Подоприхин отметил, что он не поддерживает уголовную ответственность. Он рассматривает ее исключительно как альтернативу: или обязательная терапия, или тюремное заключение. Однако это – довольно спорный вопрос. Специалист отметил, что лечение в принудительном порядке окажет помощь в противоборстве наркомании и сократит количество людей, употребляющих наркотические вещества. Взять, к примеру, пятьдесят человек, которых в обязательном формате отправили на прохождение лечения. Если бы они находились в обществе, то могли бы нанести себе урон. Если говорить условно, каждый второй из них может отважиться на воровство, еще один-два способны совершить убийство. В результате удастся воспрепятствовать 25 правонарушениям. В любой ситуации они нуждаются в изолировании. В наркотиках синтетического происхождения находятся психоактивные вещества, и бросить самостоятельно практически нереально. Также есть вопрос, каким образом эта система станет функционировать. На основе реабцентров либо наркологических клиник? Зависимые от наркотиков люди несут опасность, поступают телефонные зконки от родителей, которые просят их забрать, однако сделать это при отсутствии согласия больных невозможно.
Андрей Ушаков, являющийся благочинным Заринского округа, заявил, что посвящать время проблемам наркоманов необходимо. Требуются профилактические меры, противоборствующие наркотрафику. Существует круг людей, употребляющих наркотические вещества и боящихся совершить первый шаг в направлении избавления от зависимости. Вероятно, для таких лиц принудительная терапия, по мнению Ушакова, будет своеобразным выходом. Однако здесь есть вопрос этики, связанный с насилием над личностью, несмотря на то, что у наркоманов личность находится в полностью подавленном состоянии. Такие люди живут рефлекторно, ориентируются на эмоции, которые подсказывают, где именно отыскать наркотики и какие средства использовать. В некоторых случаях они способны убить другого человека либо украсть. Ушаков считает, что принудительное лечение нужно вводить как можно скорее, однако если у наркомана не будет желания выздороветь, оно не даст никакого результата. Не очень понятно, как подобную терапию будут производить на практике. Вероятно, будут созданы специальные клиники. Если рассматривать современные реабцентры, то многие из них функцинируют не для пациентов, а ради получения прибыли. Если организовывать принудительную терапию с их помощью, результатов вряд ли добьешься. Ушаков отметил, что ему трудно говорить о целесообразности введения уголовной ответственности. Инновационные наркотические препараты образуют зависимость уже в результате первого же потребления. После того, как человек попробует их, остановиться будет невозможно. Такого можно будет хоть за решетку сажать, хоть выписывать штрафы, от этого он не прекратит быть наркоманом. Более эффективным способом является принудительная терапия.
Александр Зеленецкий, являющийся председателем организации «Белые медведи», созданной для ценителей зимнего плавания, сказал, что любые ужесточения со стороны государства в вопросе противоборства наркотикам имеют низкую эффективность. Они приводят к тому, что люди начинают еще больше рваться в то место, где действуют табу. Это может оказаться почвой для коррупции. Необходимо выстраивать больше спортивных площадок, организовывать проведение соревнований и мероприятий спортивного и культурного характера. Из практики можно понять, что от таких мер будет намного больше пользы. По мнению Зеленецкого, едва ли не самым действенным методом противоборства наркомании является зимнее плавание, которое лично он рассматривает в качестве бесплатной и доступной формы оздоровления. Оно тоже является своеобразным «наркотиком», под воздействием которого многие люди оставляют пагубные страсти. Необходимо как можно больше оборудованных площадок в районе водоемов, чтобы у спортсменов была возможность собственным примером вдохновлять остальных. Если созданы нормальные условия, можно трудиться с любыми людьми, которые зависимы от вредных привычек. В Барнауле удалось усовершенствовать гребной канал. Следовательно, там будет больше людей, посвятивших себя спорту. Однако такие сооружения необходимо создавать и в других населенных пунктах. Зеленецкий считает, что к зимнему плаванию следует подтянуть молодых людей, чтобы они не погибали юными, а были способны реализовать себя в спорте, труде либо искусстве.
От специалиста с 7-ми летним
опытом реабилитации наркозависимых.
Заполните форму, наш специалист свяжется с вами в течении 20 минут.
Чтобы получить бесплатную PDF-книгу, подтвердите свой email.
Для этого откройте письмо которое мы только что отправили вам.